«Ралли – не шахматы, в них думать надо!»

 «Двести пятьдесят, опасно! узко лес, правый три – вираж, на левый два через трамплин-полет сто пятьдесят…» – что значит эта фраза для человека, никогда не интересовавшегося автоспортом, в частности – ралли? Пожалуй, странный набор понятных, но ничего не значащих слов. Для человека знакомого с  автогонками эта  фраза уже будет нести определенный смысл – это достаточно зрелищный фрагмент спецучастка ралли, по которому пролетают «боевые» автомобили; фанат «образованный» сможет оценить и сравнить мастерство экипажей; фанат «без спортивного образования» будет потирать руки в ожидании какой-нибудь эффектной аварии…

Как только человек впервые приспособился передвигаться по грешной земле не с помощью лихорадочного перебирания конечностями, а посредством управления механическими транспортными средствами, так у него сразу же возникла потребность в выяснении отношений с соседями по движению. Соревновательный дух, привнесенный из далеких времен древнегреческих олимпиад, рыцарских турниров и выяснения отношений в пещерах при дележе добычи мгновенно проник под громоздкие капоты чадящих самоходных ящиков и заставил одетых в кожаные краги, английские кеппи и огромные, нелепые очки водителей пришпоривать своих новорожденных металлических коней, чтобы насладиться властью над скоростью и заодно вдоволь накормить пылью преследователей. Можно с уверенностью сказать, что автоспорт родился в тот самый момент, когда на одной дороге впервые встретились два автомобиля и умрет лишь тогда, когда человечество задумает полностью извести это свое, поистине гениальное изобретение.

Впрочем, нашей целью являются не исторические изыскания в области автогонок, а попытка объяснить непосвященным – ради чего, вроде бы физически и психически полноценные люди, бросив обычные земные дела, носятся, как ошалелые по лесам и полям, пытаясь покончить жизнь самоубийством, пытаются превратить машину из комфортного, удобного транспортного средства в малопригодный для нормальной езды трясучий и ревущий агрегат, тратят при этом совершенно ненормальные деньги и транжирят впустую невосстанавливаемые нервы и драгоценное время.

Автоспортивные состязания невероятно разнообразны. В них можно встретить взлет и нищету технического прогресса – от революционных технологий Формулы 1, рождающихся в гигантских лабораториях с аэродинамической трубой, до ржавого напильника Феди Тяпкина, затачивающего на коленке в холодном, сыром гараже впускной клапан собственной конструкции. В них уживаются заводские, напичканные оборудованием и тоннами запчастей, обслуживаемые десятками квалифицированных механиков раллийные команды и пара голодных, но упрямых энтузиастов, построивших в глухом подполье полустандартную «зубилу» из украденного металлолома. В автоспорте бок о бок ходят большой, многомиллионный бизнес со всеми своими атрибутами – рекламой, менеджментом, конкуренцией и монополиями и лихорадочное добывание жалких пятисот рублей для оплаты стартового взноса и покупки двух банок вонючего 92-го бензина… Удивительно другое. При абсолютно разных условиях, при диаметрально противоположных возможностях и при совершенно несопоставимых уровнях – моральное удовлетворение, полученное «дворовым» гонщиком Васей, сумевшим на разбитом вдребезги кургузом «москвиченке» достигнуть финиша на первенстве 4-й колонны 11-й автобазы по заезду на эстакаду, может быть гораздо выше, чем радость Мики Хаккинена, выигравшего на Макларене Гран При Бразилии или Колина МакРея, ставшего на Субару Импреза WRC чемпионом мира по ралли. Только осознав этот парадокс, можно понять сущность данного явления и попытаться ответитьна вопрос «зачем?».

Я не буду распространяться обо всех видах автоспорта, а коснусь только его Королевы – ралли. Не потому, что я с пренебрежением или меньшей любовью отношусь к кольцевым гонкам или заездам дрекстеров. Просто ралли находятся намного ближе к многомиллионной армии водителей – и по технической подготовке машин, и по технике пилотирования ими, и по их проведению по дорогам общего пользования, а не по асфальту специальных автодромов или дну высохшего соляного озера. Ралли – самый близкий к реальной жизни вид автоспорта, являющийся одновременно естественной лабораторией, как для совершенствования серийных машин, так и для повышения мастерства управления.